Формируем наш мир - Конструктивный взгляд (gonchar) wrote,
Формируем наш мир - Конструктивный взгляд
gonchar

Катастрофа во Внуково и GPS будущего, возможно, ближайшего

Читая информацию о катастрофе во Внуково, можно сделать два вывода - о технике и об обществе.



Событие

Во Внуково автомобиль выехал на полосу, по которой именно в это время шёл на взлёт самолёт.
"Именно в это" в данном случае означает - с точностью до долей секунды. Столкновение. Катастрофа.


Технический вывод

Полагаю, среди читающих этот текст 99% видели современный аэропорт. :)
Сколько денег вбухивается в это дело, страшно представить. Во-всяком случае, я в своём возрасте каждый раз (!), оказываясь в аэропорту, этому эмоционально поражаюсь.
Скажем так - деньги практически неограниченые.

Я всегда говорю, что невозможно предсказать техническое развитие. Ну откуда можно знать, кто что придумает?
Можно предсказать лишь часть ВОЗМОЖНЫХ ВЕТВЕЙ такого развития - но никто не знает, не появится ли в какой-то момент новая, которая сделает предсказанные смешными.

В данном случае расскажу об одной штуке, которая, вообще говоря, приходила мне в голову в связи с автотранспортом.

Идея тривиальна - представим, что все участники дорожного движения знают с абсолютной точностью свои координаты и скорости, а также технические возможности по, например, торможению (я упрощаю, не рассматривая отличные от торможения возможности ухода от ДТП).
В этом случае не представляет большой сложности написать программу, которая на данном транспортном средстве:
- оповестит водителя о вероятности ДТП
- в каких-то случаях отдаст команды механизмам транспортного средства, например, затормозит

Я полагаю, такая система сможет уменьшить число ДТП на порядки (не утрирую).

Что для такой системы нам не хватает?
Вообще говоря, только одного - знания координат.
Если бы в машине была точка, координаты которой мы знали бы, например, с точностью до сантиметра (с частотой в несколько килогерц), задача была бы решена. Пока этого нет.
Сейчас достижимой считается (насколько я знаю) точность порядка 60 см. При этом пишут, что на точность влияет отражение сигнала от предметов, находящихся в непосредственной близости от приёмника (вот это самое паршивое, тут надо думать и пробовать).
Не уверен, конечно, но полагаю весьма вероятным, что в НАШИХ целях (анти-ДТП) остальные факторы погрешности менее значимы (типа неточности модели земного шара и пр) - поскольку интересующие нас объекты расположены очень близко друг к другу, я думаю, можно составить алгоритмы, которые дадут ОДИНАКОВЫЕ ошибки во всех машинах. Поскольку нас не волнуют для нашей цели абсолютные координаты - нас волнует лишь разница координат разных машин :) - такие ошибки нас не интересуют вовсе.

Далее. Конечно, такие штуки нужно "согласовать" локально. для этого, видимо, стоить выделить соответствующие диапазоны общения (радио - может, и ультразвук, почему нет?) между транспортными средствами. Тогда они смогут в реальном времени подтверждать информацию о свойм состоянии.

И, конечно, нужна какая-то локационная система - для обнаружения объектов, которые не оборудованы описанными выше штуками.
Если объект обнаруживается (или если данные локатора расходятся с данными, полученными через средства связи), ситуация рассматривается, как аварийная.

Что из этого будет реализовано? Как имено. Не знаю. Может, кто-то что-то придумает поумнее.
Но что важно - такая система совершенно реальна УЖЕ СЕГОДНЯ.

Проблема в том, что для внедрения её на дороги мира нужны массовые изменения. А в таких случаях никто не хочет быть первым - деньги вкладываешь, а получаешь шиш. Это как быть владельцем единственного видеотелефона в мире :)
Но, раз начавшись, система распространится и разовьётся, как лавина.

Уже понятно, к чему я клоню? Плавно переходим к теме:


Аэропорт

В аэропортах ситуация иная. Там не нужен МАССОВЫЙ переход на что бы то ни было.
Разработанный электронный блок может быть запросто поставлен на всю технику, находящуюся в данном аэропорту - от тележки для багажа до самолёта. Гости же (например, чужие самолёты) ведутся единым центром (как оно сейчас и есть), и данные с этого центра автоматически (это важно!) отправляются в нашу систему.

Внедрить такую штуку можно хоть завтра.

В этом случае в аэропорту Внуково катастрофы, скорее всего, не было бы - наше устройство просто не позволило бы машине выехать на полосу, по которой двигался самолёт.

С техникой всё.

Теперь к обществу.
Возникат вопрос - почему же такого нет?

Ответ очень простой.
Из-за невероятной забюрократизированности авиации во всём мире.
Такая идея, как описанная, может возникнуть у тысячи людей и фирм - но пробиться к её реализации крайне сложно.
Разрабатывать такую штуку в расчёте на то, что, может, купят, очень дорого.
При этом надо понимать, что шансов защитить себя патентами тут мало - вот я идею высказал, например, и что защищать? Можно придумать сто способов реализации.
Соответственно вкладываться в это дело без гарантии - не думаю, что будет много желающих.
А гарантии тут - это договорённость с аэропортом, для чего потребуется преодолеть массу бюрократических барьеров, выдержать безумное число разного рода стандартов. Анекдот в том, что все эти барьеры и стандарты придуманы ради безопасности - и в результате эту безопасность тормозят.

Поэтому придётся ждать, пока кто-нибудь из "больших боссов" не удосужится заняться этим делом. Когда это будет - Бог ведает.
А могло бы быть уже вчера.

И, кстати, весьма велика вероятность того, что именно успешность такой системы в авиации привела бы к "схождению лавины" в автомобильном транспорте.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 91 comments