Формируем наш мир - Конструктивный взгляд (gonchar) wrote,
Формируем наш мир - Конструктивный взгляд
gonchar

О Лукьяненко

Между делами потратил время и всё-таки постарался разобраться, что за человек.
Меня удивляло, как тот, кто обещал стать действительно хорошим писателем, кто создал несколько прекрасных работ, мог на полном серьёзе писать ахинею, которую он пишет, от анализа фото с Боингом до псевдогеополитических рассуждений.

Сейчас поделюсь результатом.



Метод
Поступил я для этого просто - взял его книжки, которые раньше лишь проглядывал, и прочитал внимательно.
Читаю на русском языке я очень быстро, поэтому много времени сие не должно было занять.
Заняло же это времени меньше ожидаемого, поскольку уже на второй суть была понятна, и каждая новая страница её только подтверждала, ничего нового не добавляя.
Читал я не с целью получить какое-то удовольствие, а исключительно с целью анализа текста и автора - то есть, я сделал то, чего в данном случае ранее не сделал.

Какие тексты

Мне всегда нравились (и очень нравятся) у Лукьяненко три книги:
- "Танцы на снегу"
- "Рыцари сорока островов"
- "Холодные берега - Близится утро"

При этом меня раньше удивляло, как автор "Танцев на снегу" может объединять их в одну "серию" с такой откровенной ахинеей, как "Геном", который я как-то начал читать и с большим трудом когда-то дочитал до конца. Сейчас не удивляет.

Именно поэтому я внимательно подошёл к его текстам, которые до того проглядывал... примерно, как хороший боевик.

Прикольно смотреть "Крепкий орешек" или "Коммандос". Как и "Дозоры" (лишь начало, правда - точь-в-точь как"Крепкий орешек" я совсем до конца так и не смотрел"). И точно так же, как в "Крепком орешке" я лишь фиксирую галиматью вроде супердорогого пистолета "Глок", сделанного целиком из пластмассы, или меткую стрельбу в "Коммандос" из двух автоматов с двух рук - дело-то не в этом, это пропускаешь - точно так же в "Дозорах" я пропускал всякую чушь про течение времени в сумраке и игнорировал совершенно невозможное социальное устройство описываемых обществ.

Кстати! Если кто не знает, занятно - "Крепкий орешек" планировался, как продолжение "Коммандос", но что-то там со Шварцнегером, кажется, не срослось. Это так, к слову.

В равной степени меня мало волновали философские сентенции, выдаваемые что Брюсом Уиллисом, что Антоном Городецким. Ну болтают что-то - да ради Бога, лишь бы развлекаться не мешали.

Теперь же я внимательно посмотрел именно на эту сторону дела.
Я почитал "Дозоры", "Звёзды - холодные игрушки"-"Звёздная тень", "Спектр" и ещё кое-что.

Обобщение содержания текстов

Честно говоря, ахинея.

С точки зрения разумности развития сюжета и действий героев - просто бред.
Привязка к окружающему миру - от физики до политики - не выдерживает вообще никакой критики. "Гравитацию" кто-то ругает за незнание законов Ньютона? Господи, да у Лукьяненко разве что арифметика не нарушается... и то не уверен.

Скажу сразу - особо дискутировать на эту тему я не хочу. У каждого - своя голова, ей и решать, верно?
Я говорю лишь свои выводы. Смотрите сами, кому интересно. Всё написано самим Лукьяненко. :)


UPDATE 2014-12-27
Но, может быть, это специфика самого жанра фантастики? Любая фантастика при внимательном рассмотрении будет бредом?
Конечно, нет. Приведу пример. Причём интересный тем, что он затрагивает и социально-мировоззренческую, и техническую стороны дела.

Часто фантаст берёт некое явление (идею, концепцию) из жизни и трансформирует его, превращая в собственно фантастику.

Была много тысячелетий мировоззренческая идея перевоплощений и кармы.
И вот эта идея попала "в руки" двум писателям: Роджеру Желязны и Сергею Лукьяненко.

На базе этой идеи (прямо названной, причём со множеством деталей) Желязны создаёт прекрасную книгу "Князь Света" - на мой взгляд, лучшая его вещь.
В ней идея трансформирована - при перевоплощении люди не теряют память о прошлых воплощениях, собственно перевоплощение производится машиной, созданной людьми. При этом всё логично и разумно. Описанный социум представляется вполне допустимым, всё весьма рационально. Поведение людей понятно и осмысленно. Технические аспекты при этом также вполне подходят под жанр "научная фантастика".

Лукьяненко делает иначе (Звёздная тень). Ни словом не упоминая о том, откуда он взял исходную идею, он делает с ней то же, что и Желязны: при перевоплощении люди не теряют память о прошлых воплощениях.
Но... в социальном отношении общество получается совершенно невозможным. Всё иррационально. Несмотря на создаваемую автором иллюзию "научно-технической" фантастической литературы из науки и техники в книжке только термины, реальность же является не фантастикой, а противоречивой фантазией автора. Поведение и слова людей в этом обществе, если вдуматься, являются совершенно безумными. При этом автором они выдаются за образец мудрости и добродетели (см. ниже).

Коротко - одна идея, одна переработка. У Желязного - замечательное и интересное повествование, у Лукьяненко - лишь изложенный профессиональным языком литератора неуёмная детская фантазийная чушь.

Прочтите сами обе книги, проанализируйте внимательно.

Лукьяненко... это как "Кока-Кола". Красивая оболочка - много красивых слов. А толку? Как прекрасно сказал в комментарии (http://enview.livejournal.com/150101.html?thread=2998869#t2998869) A.Popkov, назначение книжек такого рода - чтобы метро быстрее ехало :)


Вопросы про "Боинг" отпадают. Лукьяненко, конечно же, страшно невежественный человек. Невежественный на уровне основ науки, техники и обществоведения. Более того, он, к сожалению, неумен. Он, полагаю, не тренировал свой мозг на решение объективных задач. Какие-то задачи житейского плана он, конечно, решает и решает успешно, но это сильно разные вещи.
Флёр же умных слов, присутствующих в его книжках, в наше время получить несложно. Интернет под рукой. К примеру, я ничего не понимаю в теории суперструн - но уверяю, за 30 минут чтения Википедии я нахватаюсь в достаточной мере для написания постов и фантастических романов. В случае Лукьяненко ... не уверен, но поставил бы 2 к 1, что он - большой любитель околонаучной литературы, популярных передач и т.п. По верхам - но для книжек то, что надо.

Хорошо ли это? Плохо ли?

Плохо. Очень. Беда в том, что Лукьяненко не только пишет о сверхсветовых скоростях. Он пишет о политике, истории, морали и пр - и в этих областях он несёт такую же ерунду, причём ерунду тенденциозную.

Интересен стиль Лукьяненко.

Лев Толстой или Виктор Гюго, например, писали "философские" сентенции в художественных произведениях, в основном, от СВОЕГО имени. Если он вкладывал подобные слова в уста того или иного героя, то личность этого героя была чрезвычайно важна. Читатель понимал, что высказанная мысль высказывается героем не просто так, а как результат мыследеятельности этого конкретного человека, в чём-то ограниченного, со своими слабостями и недостатками. Голос "абсолютной истины" же звучит именно как голос автора. Кстати, по этой причине многие не читают как Толстого, так и Гюго - или пропускают соответствующие места, как слишком отвлечённые и занудные.

Лукьяненко делает иначе. Он зачастую прикладывает все усилия, чтобы высказываемые им мысли "общего" содержания выглядели абсолютной истиной. Приёмы он применяет разные: констатация чего-либо в качестве бесспорного исторического факта (при взгляде из будущего), утверждения о вытекании утверждения из объективной науки, приписывания этих мыслей заведомо авторитетному лицу, обладающему "сверхчеловеческим" знанием по определению. И так далее.

Моё мнение: в частности, он делает это по той причине, что сделай он иначе, выскажи их от имени автора - и любому сразу станет очевидно, какую ахинею он читает.

Вредное дело.

Позитив

Но!
Если всё так плохо - почему же его книги (многие) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО занятны и популярны?

Я думал об этом и пришёл к такому выводу.

Лукьяненко - всего лишь талантливый фантазёр и умелый пересказчик.

Фантазёр... как фантазируют дети, ещё не знающие законов окружающего мира и не желающие считаться с известными. Но он развил эти фантазии, которые дети обычно прекращают в подростковом возрасте, и выкладывает в книгах. Получается ярко, занятно, фантастично - точнее, фантазийно. Но это - лишь фантазии, смысла в них нет почти никакого.

И он - ПЕРЕсказчик. Он не выстраивает построение, как это делают действительные мастера рассказа.
Он просто ПЕРЕсказывает свои фантазии, потоком по мере написания текста.
И пересказывает (кстати, довольно однообразным стилем и языком) услышанные им научно-популярные и тому подобные утверждения.

При этом он толком НЕ ПОНИМАЕТ сути пересказываемого.
Этим, собственно говоря, и объясняется наличие у него указанных мной хороших книг.

Прочёл или услышал дельные вещи - и пересказал в своём сюжете. При этом не увлёкся фантазиями - именно эти книжки содержат меньше всего чистой фантастики, более того, её можно было бы оттуда выкинуть вовсе.

Это было бы нормально - человек узнал что-то, понял, продумал, дополнил, изложим другим. Мы все живём так.
Часто хорошие специалисты, читающие лекции, узнают содержание предмета лекции из книги непосредственно перед лекцией. Но потом дополняют и обгоняют поток.

В случае с Лукьяненко дело было иначе.
Послушал что-то "библейское" - написал "Холодные берега" и забыл.
Теперь слушает, видимо, "Первый канал" - и пишет соответственно. Видимо, ему это ближе - почему, сейчас покажу.

Неумный плохообразованный человек, с большим самомнением и самоуверенностью, нахватался кусочков знаний (как верных, так и неверных), начал пропагандировать свои представления об окружающем мире в форме печатных фантазий.

Почти во всех книгах, заметьте, он делит людей на более и менее достойных. Одни знают и могут нечто, недоступное другим (эти знания и умения, кстати, приобретаются в основе "на халяву"). И этого достаточно, чтобы такие люди получили больше моральных ПРАВ, чем другие. Первые имеют у Лукьяненко бесспорное моральное право определять не только судьбы, но и жизни вторых.

Судя же по его журналу, такие взгляды он исповедует и в жизни, хотя единственное, что отличает его от "среднего" человека, это неумеренная детская фантазия, умение излагать её в письменном виде, полное отсутствие стеснения за собственное невежество и огромный апломб.  Ну и хамство, разумеется.

Tags: персоналии_Лукьяненко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments