Формируем наш мир - Конструктивный взгляд (gonchar) wrote,
Формируем наш мир - Конструктивный взгляд
gonchar

О математической олимпиаде и воспоминания

Сразу под кат, без предисловий :)


На очередной международной математической олимпиаде никто из российских участников не получил золотой медали.
Дело это необычное (первый, кажется, раз за всю историю).
Понятно, что под это дело в кругах тех, кому вообще вся эта проблематика интересна, начнутся разговоры о плохом уровне образования и пр. в духе такого - "Дореформировались".

Лично моё отношение ко всему этому (математическим олимпиадам) довольно скептическое.
Я считаю это хорошим развлечением для школьников, но не более. Воспринимать это, как серьзное дело, относиться к их результатом, как к серьёзному показателю, не стоит.

Человек, с которым мне посчастливилось довольно много общаться (совершенно выдающаяся личность в математике, но очень малоизвестная, называть его тут не буду) не раз говорил мне, что очень не любит разного рода тесты и пр.

Его логика: любой тест, учебная задача и тому подобное подразумевают способность человека найти существующее решение в короткий срок - то есть ровно то, что в "большой науке" совершенно ненужно. В реальности, во-первых, неизвестно, существует ли решение задачи, и, во-вторых, время не играет вообще никакой роли. Если Х думает в 10 раз быстрее У, но У может сделать то, что не может в принципе сделать Х...
Кстати, сам этот человек думал в математике с фантастической скоростью - если говорить о задачах учебного типа.

Сейчас, став опытнее и умнее, я добавляю ещё один параметр - важно умение не только решать, но и ставить задачи. Более того, вне математики умение ставить задачу - самое важное, уж как решить, найти обычно можно. Конечно, постановка и решение взаимосвязаны, в этом и смысл, поставить нужную задачу, которую можно решить. В математике в этом плане ситуация особая, можно сформулировать любые условия задачи, но средства для решения очень ограничены, что и заставляет людей с преувеличенным вниманием относиться именно к процессу решения.

Так что олимпиадные задачи - штука весьма специфическая, умение их решать есть приоретаемый навык при, возможно, некоторых начальных данных. В школе я, естественно, всем этим занимался, но без энтузиазма (да и работать тогда не умел, ленился), поэтому и уровень был невысок, получал дипломы на городских олимпиадах, но на страну не проходил. Отрезвил меня - урок на всю жизнь - преподаватель мат.логики на 1 курсе (Косовский Н.К. - сейчас он зав.кафедрой информатики).

Он разрешал на экзаменах пользоваться любой литературой (и правильно делал). Лекции его я сачковал (как и все вообще лекции), но услышал, что он объявил о возможности досрочной сдачи. Меня подвело то, что я на первые его лекции начал ходить - и мне не понравилось, было очень примитивно и медленно. Я экстраполировал это на дальнейшее и, естественно, ходить бросил. Поэтому, узнав об экзамене, я решил, что пойду и сдам эту ерунду без подготовки. Что ещё не читал - прямо на экзамене и прочитаю.

Как выяснилось на экзамене, экстраполяция была мастерская. :) Через пару лекций Косовский перешёл к действительно серьёзным вещам и на хорошем уровне - так что мои знания были фактически нулевые. Для тех, кто в курсе предмета - там была матлогика и теория множеств, насколько помню, в итоге я разбирал всё это по "Куратовсий-Мостовский".

Тут надо ещё добавить, что у меня всегда было какое-то странное свойство. Если я в рамках предмета чего-то не знал, мне попадался билет именно с этими вопросами - или разговор на дополнительных вопросах неминуемо переходил к этой теме. Так было всегда, на всех экзаменах - без исключений. Какая=то странная особенность. Кстати, её аналог есть и сейчас. Можно считать меня хоть сумасшедшим, хоть мракобесом, но факт есть факт - в моём присутствии часто ломается разного рода аппаратура. Скажем, я совершенно осознанно НИКОГДА не участвую в испытаниях нашей техники, стараюсь уходить на расстояние в десятки метров. А вот в предварительных. внутренних - наоборот.

Есть тут какая-то связь или нет, кто его знает - но тот факт, что я практически нихрена не знаю по его предмету, Косовский вытащил примерно за час. :) И после этого проделал со мной такую штуку. Не знаю, только мне так повезло, или это было его обычным делом.

Он не выгнал меня с экзамена. Он дал мне задачу, требующую знания всего курса. Я не то, что решить не мог - я толком условий-то не понимал :)) Не проблема - садитесь вон за парту, разбирайтесь. Экзамен давно кончился, все ушли, к Косовскому пришли какие-то его студенты, а я сидел и разбирался с книгами. Время от времени я что-то его спрашивал, он говорил обычно "не-а"... К концу дня он сказал, что продолжение будет завтра - мол, всё равно ж Вы на лекции не ходите :)))

Не каждый день, конечно, но у меня ощущение, что продолжалось это всё недели две. Я ходил к нему, садился за парту и решал, решал. В основном, он указывал на неверные соображения - как я понимаю, он делал это в такой форме, что мне приходилось постоянно что-то читать. Дело давно было, я, как ни странно, в данном случае не помню деталей - но какое-то ощущение, что завершением наших разговоров было что-то вокруг теорем Гёделя.

Мы почти не говорили ни о чём постороннем, но у меня сложилось впечатление, что мы получаем удовольствие от такого общения. Я точно получал. Он, как минимум, развлекался.

Кстати, матлогика мне страшно понравилась. Единственное, что меня остановило от выбора её в качестве основной специальности - я отчётливо понимал, что для занятия её нужно слишком "вывернуть" свои мозги, нормальным в обычном смысле слова человеком при этом не будешь.

Так вот, об олимпиадах. В ходе наших встреч он мне как-то сказал: "Кстати, Вам надо иметь в виду, что у Вас есть одна слабость. Вы, решая задачу, пытаетесь сразу найти какой-то приём, который немедленно приведёт к её решению. Если приём не проходит, Вы его отбрасываете, ищете что-то следующее. А так нельзя - к решению задачи может подводить очень длинная цепочка рассуждений."
Собственно, такую задачу он мне и дал, с ней я и возился всё время. В какой-то момент задача оказалась решённой, он сказал: "Ну что ж, давайте зачётку". Я сказал "спасибо". :) Потом мы, к сожалению, не пересекались - но сталкиваясь в коридоре, так сказать, раскланивались.

Тот недостаток, на который он мне указал - типично олимпиадный - мне сильно не понравился. Я стал с ним сознательно бороться и, думаю, сумел победить. Но всё равно у меня осталась (правда, теперь уже совершенно сознательная) склонность к максимально простым решениям и объяснениям. Другое дело, я стал понимать, что не всегда они возможны - и в любом случае, чтобы до них дойти, нужно пройти очень длинную и сложную дорогу.

Да, для тех, кому интересны задачи олимпиады - вот ссылка:
http://www.imo2015.org/files/2015-eng.pdf
Журналистов, рассуждающих об образовании, собственно задачи не волнуют. :)

Tags: для_детей, личная_жизнь, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments