Формируем наш мир - Конструктивный взгляд (gonchar) wrote,
Формируем наш мир - Конструктивный взгляд
gonchar

  • Mood:

Об оценках в учебных заведениях

Не помню, писал или нет. :)

Одна из крупных ошибок обычной системы образования - "одномерность" выставляемых в ходе учёбы баллов.
Штука, которая реально вредит и оценке, и самооценке.

Я считал и считаю, что правильно по одному предмету выставлять несколько разных оценок одновременно. Например, одна - за знания, другая - за навыки в решении стандартных задач, третья - за умение решать нестандартные задачи. Тут возможны варианты, причём разные системы могут быть уместны в разных предметах и даже в разных методиках обучения.

Сейчас же это всё сводится к одной величине, что есть, по сути, глупость, поскольку качества всё-таки разные. Начинается, естественно, произвол.

Вдобавок в довузовской школе есть совсем чуднАя традиция - увязывать оценки с прилежанием и поведением. Вспоминаю себя...
Поведение? Выпалил в кого-то на уроке из рогатки - двойка (было дело). Хорррошую тогда рогатку сварганил - из гнутого провода и подтяжки. :)
Прилежание? Не сделал домашнее задание - тут два балла, как из пушки. Это вообще было постоянно. На математике у меня оценки были примерно так: 5, 2, 2, 5, 2, 2... В итоге в четверти были и четвёрки, и тройки. Молод тогда был, грустно от этого было.
И злило ужасно.

Ещё одна вещь, которая меня злила - субъективность оценки, её привязанность к оцениваемому. До 8 класса (по теперяшнему - до 9-го) моя учительница русского языка и литературы ставила мне тройки и четвёрки, хотя я видел, что в сравнении с другими ни о каких четвёрках и речи быть не могло. В какой-то момент в школу пришли родители выяснять - учительница объяснила, что она мне ставит оценки, калибруясь по тому, что я могу. Всё очень мило, но для мальчика это было неприятно. Кстати, надо сказать, что не обманула - в итоге экзамен я написал на пять, в аттестат вошла пятёрка. Но... она-то, видимо, хотела, чтобы я тянулся и выдавал максимум, что могу, а у меня просто опускались руки. И ведь тянулся бы! - объясни она это мне и сделай примерно так:

Целесообразно оценивать человека двойным баллом: по единому стандарту и по его возможностям, которые педагог оценивает субъективно. Для общества значим первый балл, для самого человека, скорее, второй.

В итоге этой системы у меня были конфликты такого рода почти со всеми преподавателями. Я вечно что-то не делал, на что-то откровенно плевал. Плюс по поведению у меня по справедливости и любым оценкам должно было бы стоять "неуд" - и, думаю, стояло бы, если бы такая оценка не портила в те годы статистику в приличных школах.

В итоге за всю школу (!) у меня остались приятные воспоминания и искренняя признательность лишь к двум людям (сознанием я понимаю, что можно ещё добавить учительницу, о которой я написал, но эмоционально - нет). Про одного человека я написал тут - "О подсчётах евреев во власти". Когда я его вспоминаю - даже не в связи с этой историей - как-то внутри тепло становится, что ли... Второй человек - учительница математики, которая замещала у нас в 8 классе штатного преподавателя. К сожалению, я не помню её имени, и мне это жаль. Там история была смешная. Оценки у меня были жуткие, сплошные двойки и тройки (за оформление :) ). Ну и на уроках я вообще ничего не делал - скучно. И тут забавно совпало. Алгебра, я сижу на почти задней парте, тоска. Достаю книжку, читаю под партой. Подходит учительница, меня ловит - а книжка что-то там по матанализу, вот не помню сейчас. Посмотрела на книжку, полистала тетрадку - а там одни двойки :) Думаю, она решила проверить, не прикалываюсь ли я или что-то ещё в этом духе, не знаю. И она меня спрашивает (причём тихо, никто вокруг не слышит): а вот, мол, у Вас тут последовательность написана, а если разность расстояний между соседними элементами будет сколь угодно малым, что про последовательность можете сказать? Я ей на автомате: в смысле - по Коши, что ли, что пространство вещественных чисел - полно, Вы про это? Она улыбнулась, говорит, всё понятно. Только, говорит, пожалуйста, сидите тихо, не мешайте никому, а ДЗ можете не делать. :) В итоге у меня на каждом уроке стояло 5 баллов, а она меня иногда использовала в качестве ученика, которого можно спросить, и он заведомо ответит - такое бывает полезно при работе с группой. Даль, что я забыл, как её звать. Какие-то элементы пижонства в этой истории кажутся присутствующими, но я точно помню, что тогда их не было - а вот тоска и огорчение от плохих оценок за, в частности, "неверно оформленное" решение примитивной задачи у меня были, и желание уйти от этого в мир нормального предмета, математика - было. Мне сейчас кажется, что преподаватель именно это и поняла.

Были вещи, которые вспоминать не особо приятно. Например, химию. Я её не понимал в принципе. То есть, я мог воспроизвести написанный текст, но мне было непонятно его обоснование. Зато я прекрасно знал практику - в основном технологию бризантных взрывчатых веществ, доступных в хозяйственных и огородных магазинах. И, к сегодняшнему моему стыду, в подсобке кабинета химии, из которой мы их воровали. Ужасно, но факт. Кстати, серу в больших количествах я брал на подъездных путях завода "Красный химик" :))) Какая там экология... Там такое валялось! Среди прочего я изобрёл тогда технологию безопасного смешения фосфора с бертолетовой солью (вообще-то может реально бабахнуть, смешивать нужно тщательно, а бабахает от трения кристаллов бертолетки). Побочный эффект технологии - хорошее увеличение грохота от брошенной гильзы от мелкашки, начинённой этой смесью.
Писать не буду! :)

В общем - те, кто занимается преподаванием, ловите идею - множественность оценок и их разделение на объективную и субъективную шкалы. Надеюсь, кому-то да пригодится.
=================================================

Ввиду миграции оригинал записи тут:
http://gonchar.dreamwidth.org/315868.html

Поскольку некоторые люди говорят, что испытыают сложности при работе с Дримом, комментарии к записи открыты тут.
Но лучше всё-таки вести обсуждение в Дриме. Какой-то специальной регистрации там не требуется. Хотя и зарегистрироваться - дело пары минут.
Tags: идея, личная__жизнь__воспоминания, человек__образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments