Формируем наш мир - Конструктивный взгляд (gonchar) wrote,
Формируем наш мир - Конструктивный взгляд
gonchar

Главная проблема курдов



Преамбула:

Коллега [personal profile] yostrov, очевидно, в связи с последними американо-турецкими событиями задал вопрос:

"Господа диванные эксперты, проведите пожалуйста политинформацию: кто такие курды и зачем они нам нужны?
Почему считается что курды - союзники США? Что мы для них делаем знаю, а что мы имеем взамен?
Есть ли что-нибудь, кроме формулы "враг моего врага мой друг"?

Насколько едины курды Ирака, Турции, и Сирии?"
Когда лежишь на диване, маешься от собственной ненужности мирозданию - и слышишь такое... помните у нелюбимого Маяковского?
"И стоило жить - и работать стоило". :)

В общем, потянулся, написал - отчего не написать хорошему человеку... И подумал вот, что, наверное, стоит опубликовать в журнале, раз уж ответ не вместился в пару фраз.

Публикую... но сначала ещё небольшое предисловие

Многие читающие это знают меня лично - кто-то даже не заочно - но по имени-фамилии-работе и пр.
Для тех, кто не знает, поясню один момент, тут значимый.

Я родился и почти всю жизнь прожил в Ленинграде - Санкт-Петербурге.
Но во мне есть армянская кровь (а вообще - жуткая смесь) - от отца, который после школы (жил и учился в Грузии) приехал в Ленинград учиться, да в России и остался. Соответственно, моя фамилия - также армянская.
Однако моя внешность - совершенно "европейски-международная", и по-армянски я знаю меньше слов, чем знает нормальный человек по-грузински из фильма "Мимино".

Но, разумеется, у меня полно родственников-армян (но никого в Армении), полно знакомых грузин, азербайджанцев и северокавказцев (разных национальностей).

Подчеркну - я НЕНАВИЖУ национализм, расизм. Это - одна из вещей, которые вызывают у меня стойкие, сильные и негативные эмоции.

Кто не в курсе - между армянами и турками (и азербайджанцами) существует дикая вражда. Связана она (со стороны армян) с тем, что армяне подвергались в Османской империи реальному геноциду (причём не только тому, о котором обычно речь). Число убитых определить очень сложно, дело было (в основном) в конце 19 - начале 20 веков, разные источники дают оценку от нескольких сот тысяч до двух миллионов. Надо понимать, что кроме физического уничтожения применялась т.н. депортация, на практике сводившаяся к выгоду людей, например, в самую обычную пустыню - можно погуглить, скажем, "Дейр Эз Зор".
Наибольший вклад в это дело, кстати, внесла партия с чудесным названием Иттихад вэ Терраки (по-турецки "Единство и Прогресс").
А слово "геноцид" его автор впервые употребил именно по отношению к этой истории.

Ни о каком прощении тут не может быть никакой речи - тем более, что сегодняшние турецкие власти упорно отрицают очевидные вещи... ну и так далее. Азербайджан ведёт себя ещё хуже... но это отдельная тема.
И отношения армян к азербайджанцам совершенно понятны, думаю.

Но я убеждён, без понимания, без уважения - без любви, в конце концов - нельзя закончить этот кошмар.
И я, повторюсь, ненавижу национализм.

Это у меня - с молодости. Кстати, о вообще этих проблемах я узнал в очень не юном возрасте. Случайно что-то услышал, почитал книги в Публичке - и уж тогда поспрашивал родственников и знакомых.
В общем, когда моя дочь младшая переходила из школы в школу, я отдал её - с армянской фамилией! - в ТУРЕЦКУЮ школу-полуинтернат. В которой преподаватели и воспитатели были турки, а язык в обучении и быту был турецкий (вторым был английский) . Сделал я это, лучше всего сказать, что из принципа - в третий раз говорю, я ненавижу национализм.

Боже, как на меня вначале смотрели там... :))) А что мне говорили мои родственники, это сложно воспроизвести :) Что-то вроде того, что если я хочу самоубиться, это, в конце концов, моё дело, но при чём тут дочь!

Через какое-то время в школе были прекрасные отношения, дочка до сих пор имеет с ними какие-то контакты, на рынке понимает (при желании) азербайджанцев - что очень смешно, если учесть её внешность, совершенно русскую.

Кстати, моя старшая дочь внешне - типичная армянка (это мгновенно видят все кавказцы, русские не замечают). Тонкая фигура, огромные глаза и т.д.
Деанонимизируюсь окончательно - положу фотографии. :)

К чему это я всё?
К тому, что надеюсь, что читатель не будет считать меня предвзятым. Я, во всяком случае, себя таковым не считаю.

Теперь вопрос - откуда я знаю то, что пишу?
Тому несколько причин:
- родственники, конечно (но в небольшой степени)
- опыт жизни в Закавказье (небольшой)
- опыт работы на Кавказе и в Закавказье (небольшой)
- знакомые; их много, но это важно лишь в связи со следующим пунктом:
- мне ИНТЕРЕСНА социология; мне ИНТЕРЕСЕН именно менталитет людей; я СОЗНАТЕЛЬНО наблюдаю, изучаю и анализирую эти вещи.

При этом я складываю своё собственное суждение. Длинные книги, которые я видел на эту тему, на мой взгляд, слишком длинны - часто они "ни о чём", часто неверны во многом. И почти всегда пристрастны. С соответствующим искажением или замачиванием фактов.

В общем, судите сами.


Итак, публикую ответ

Напоминаю основной вопрос: "кто такие курды и зачем они нам нужны?"

Действительно - что считает, знает, может знать человек, что-то об этом слышавший, но непосредственно с этими проблемами не сталкивавшийся даже через знакомых и через какие-то интересы?

Ради такого дела глянул в Википедию - https://ru.wikipedia.org/wiki/Курды
Реально смешно. Читаешь текст - вообще непонятно, почему столько шума. Набор каких-то групп, тут сколько-то тысяч человек, там сколько-то. Религия такая-то - несколько процентов. И т.д. Разве что бросается в глаза цифра - 18 миллионов (!) в Турции. Но судя по тексту основному, видимо, они там как-то растворены - в основном - и каких-то особых проблем нет. Из-за чего шум-то?

В чём фокус? Фокус в том, что всё это - враньё.

Чтобы понять, как такое возможно, следует вернуться на сотню-две лет назад и представить местные реалии.

И в первую очередь надо осознать важнейшую особенность местного менталитета.

Мы, люди европейской культуры, по большому счёту безразличны к национальности человека. Есть, конечно, у многих людей отдельные предвзятости, среди которых самая отвратительная - антисемитизм - но всё-таки в целом картина спокойная. Вдобавок мейнстрим призывает нас к беспредельной толерантности. Скажем, идея НЕРАВЕНСТВА прав людей в зависимости от их национальности кажется нам совершенной дикостью, такое неравенство практически отсутствует и попытки его установить в отдельных случаях жёстко и жестоко караются законом при полной поддержке общества.

Там же картина совершенно иная. Можно сказать, на 180 градусов. Ни о какой толерантности не может быть никакой речи, как и о равенстве прав.

Как я всегда говорю, представление о человеке в тех краях НАЧИНАЕТСЯ с чёткого определения его национальности - до таких деталей, которые европейскому уху будут попросту непонятны. Пожалуй, есть два случая, когда такого Не происходит - если люди и так прекрасно знают, кто по национальности этот человек, и если обсуждающий - "не от мира сего" (такое там есть в больших количествах).

Национальность человека там - его судьба. Скажем, в советском Закавказье ВСЕ чистильщики обуви были - айсоры (считалось, что потомки ассирийцев) - средний русский и не слышал такого слова, хотя огромное число их чистило обувь и в русских городах. С соответствующим роду занятий социальным статусом. Грузчики, если не путаю - осетинская профессия (детали я могу не знать и путать - мне-то самому на национальности глубоко наплевать). И т.д.

Также в тех краях принципиально важны: род человека, его богатство, социальный статус. Но с учётом такого мышления и соответствующей сегрегации ясно, что все эти вещи также зависят от национальности - и сами по себе образуют систему с положительной обратной связью.

Чем человек богаче, тем "лучшие" места занимает он и его родственники, тем они становятся богаче - и т.п. Ограничивает эту систему конкуренция между родами и национальностями. Иногда этого ограничения не хватает, и система, дойдя до какой-то точки, рушится негодующими конкурентами. Рушат её, к сожалению, только кровь и изгнание.

Ясное дело, про ТАКОЕ (про суть дела) в Википедии особо не прочтёшь. Нетолерантно.

Для того, чтобы изучать общество, часто не нужно проводить сложные исследования. Нужно лишь догадаться обратить внимание на нужные вещи (явления), открыто лежащие совершенно на поверхности, и сообразить, о чём они в действительности говорят.
Сделаем это и мы.

А обратим внимание мы, представляя основы этой кухни, на один интересный момент.
На алфавит.
Мы легко можем найти информацию о том, что турецкий алфавит был создан сотни-сотни лет назад (переход в начале 20 века Ататюрком на латиницу - это другой вопрос, нас сейчас не касающийся).
Мы можем прочесть, что армянский алфавит создан полторы тысячи лет назад. Грузинский - примерно тогда же (хотите ощутить на себе "национальный вопрос" в лёгкой форме - спросите в компании грузин, мол, не был ли создан и грузинский алфавит армянином - создателем армянского? Прочувствуете. :) )
Фарси вообще уходит в какую-то древность.

И на этом фоне - курдский. С изумлением прочтём мы, что курдская письменность начала полноценно создаваться в ДВАДЦАТОМ веке. До того были попытки в 19-м, но как-то не прижилось.

Понимаете примерно соотношение "культуры", как её понимают там? Вес курдской культуры в глазах тамошних людей?
Дело не самой по себе письменности, понятно. Письменность - ИНДИКАТОР. Но хороший. Напомню - речь идёт о достаточно компактно проживающем народе численностью в ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК.

Поэтому не могло быть и речи о том, чтобы в обществе окружающих народов курды заняли какое-то социально "достойное" по тем понятиям место.
Они занимали низшие звенья в социуме. Например, крестьяне.
А многие из них - занимались разбоем и насилием.
Вызывая страх и ненависть окружающих.

Насколько я знаю, первым "движением навстречу" курдам было сделано каким-то армянским просветителем (не помню имени, но, думаю, культурные люди Закавказья должны знать), который, говоря о курдской проблеме (грабежи, убийства и т.п.), сказал (вот эту формулировку помню): "Курд НЕСЧАСТЕН своей дикостью". И этот человек приложил силы к ПРОСВЕЩЕНИЮ курдов, к пониманию их проблем окружающими. Что, кстати, улучшило отношения именно курдов и армян в целом.

Но тем не менее последствия столетней истории видны сейчас. Собственно, они определяют ситуацию. Из-за - нет, не угнетённого, поди-ка угнети курдов! - из за ПОДАВЛЕННОГО их положения в тамошних социумах в течение сотен лет (минимум) курды не создали своей общепризнанной "высокой" культуры. ОЧЕНЬ мало курдов с хорошим образованием, научными, культурными достижениями мирового класса и т.п. Ясно, что это тоже - система с положительной обратной связью. К сожалению. И понятно, что это - не вина конкретных курдов.
Но это так.

Но курдов ОЧЕНЬ много! И живут они компактно. И они сильны, смелы - они привыкли ВСЕГДА и ОТО ВСЕХ защищать себя СИЛОЙ.



Штришок для понимания характера. У меня есть знакомый курд (то ли из Грузии, то ли из Армении, не помню). Ему сейчас около 60 лет. Так вот, он рассказывал мне, как в детстве, мальчишкой, он развлекался (с мальчишками), ловя В ГОРАХ ДИКИХ ЛОШАДЕЙ и катаясь на них (не помню, откуда там эти лошади брались, что-то он говорил).

В частности, за последние примерно полторы сотни лет - от турков, одержимых идеей пантюркизма. И от иракцев - которые уже в 80-х годах 20-го века, погеноцидив, убили около ста тысяч человек, около полумиллиона отправили в концлагеря и около миллиона вынуждены были бежать.

Т.е. это очень важно - борьба там не на уровне "кто кого как назвал с дивана в Интернете".
Там за твою национальность тебя, твоего отца и твоего сына просто убьют, зарежут. Твою жену, сестру, дочь изнасилуют и продадут в рабство (или тоже убьют). А об имуществе можно и не думать.

Теперь вернёмся к Википедии. Ясное дело, она правлена политически. В ней не написан главный политический факт - что курды де-факто образуют СВОЁ ГОСУДАРСТВО. С, в частности, вооружёнными силами и пограничной охраной. И на территорию КУРДИСТАНА тем же туркам соваться вовсе не рекомендуется. Хотя туристы могут проехать - их встретят пограничники и т.д. Ставят ли штампы в паспорте, не знаю.

Почему всё это не написано?
Элементарно. "Анти-курдские" люди (про-турецкие, про-...) пишут СВОЮ картину, люди со стороны (вот Вы, например) предмета не знают, а у курдов НЕТ достаточного числа людей, которые могли бы воевать не с автоматом, а с клавиатурой в руках.

Для понимания масштабов Курдистана (основного непризнанного государства и отдельных компактных групп вокруг). Сравните, скажем, с размерами той же Турции.



При этом курды, как показывает опыт, очень ценят добро - и благодарны его дающему.
Поэтому курды - естественный союзник.
И с точки зрения морали они совершенно правы. Они имеют право на Курдистан, в котором живут сотни лет, который защищают. Вот только рассказать миру об этом им трудно - я написал, почему.

Дополню формальным ответом именно на исходные вопросы.
В общем-то. эти ответы вытекают из текста.

кто такие курды и зачем они нам нужны?
Кто такие - написал.
Зачем? Если даже оставить соображения морали, они - противовес против исламских Турции, Ирана, Ирака и пр.

Почему считается что курды - союзники США?

Если не делать им зла, но делать добро, они будут союзниками.

Что мы для них делаем знаю, а что мы имеем взамен?

Имеет ли США что-то, кроме "противовеса", не знаю.

Есть ли что-нибудь, кроме формулы "враг моего врага мой друг"?

Конечно. Это не союз со Сталиным против Гитлера, не вынужденный союз с негодяем.
Курды - нормальные люди.

Насколько едины курды Ирака, Турции, и Сирии?

Вот тут ключик - их не стоит воспринимать, как ТОЛЬКО НАРОД. Их стоит воспринимать, как ГОСУДАРСТВО, на самом деле находящееся на определённых территориях разных государств, пусть и не признанное официально - и вокруг него "кусочки№ курдского народа в разных местах.

Курдистан. И его флаг - флаг непризнанного государства.



==================

Дополню, пожалуй, ещё одним моментом. Это неканоническая теория, так скажем - это кусочки моих "общих" теорий.
Я выдаю только результаты.

Курдское общество, находясь в таком положении сотни лет, выбрало в качестве защитной реакции сильную структуризацию. Несмотря на то, что для внешнего мира - в отношении внешних угроз - курды, в общем-то, едины, внутри себя они очень сильно дифференцированы по множеству признаков, которые нормальный европейский человек попросту не воспримет.
Скажем, одна из поднациональностей курдов имеет некую религиозную общность. Эта общность разделена на несколько непересекающихся (кажется) наследственных групп, связанных с общественным статусом. А каждая из этих групп разделена ещё и на подгруппы, связанные с типом профессий. При этом общение идёт всех со всеми - но культурный член этого общества во всех своих действиях должен учитывать все тонкости статусов и прав каждой из таких штук. Я бы сказал, по сложности вопроса Индия отдыхает. :) Но это - НЕ кастовая система. Нет "выше" - "ниже". Есть "в том-то в таком-то разрезе выше" по множеству разных разрезов. И я никогда не слышал (может, ошибаюсь), чтобы была какая-то разница в правах по, например, цвету кожи, как в Индии (кто не знает - чем темнее кожа, тем хуже, тем "менее развит кармически" человек по представлениям в Индии).

Беда в том, что - я считаю - такая штука сильно тормозит общество - и, в частности, не даёт появиться как следует тем, кто сможет его защищать в газетах, Интернете, на международной арене.

А отсутствие такой защиты, я считаю - и есть главная проблема курдов.

АПДЕЙТ 2019-10-10: получилось небольшое дополнение- иллюстрация:
"Главная проблема курдов (часть 2)" ( https://gonchar.dreamwidth.org/457892.html )



------------------------------------------

Эта запись - копия из более правильного журнала: https://gonchar.dreamwidth.org/457620.html
Лучше вести обсуждение в Дриме. Специальной регистрации там не требуется. Хотя и зарегистрироваться - дело пары минут.

Напишите комментарий туда. Сейчас там комментариев - comment count unavailable.
Tags: личная__жизнь, страна__курдистан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments